Ефим Басин во время церемонии открытия памятной доски, посвященной первопроходцам БАМа на Ярославском вокзале, 2018 г.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
50 лет назад, 27 апреля 1974-го, с Ярославского вокзала столицы на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ.
Этот славный полувековой юбилей в эфире Радио «Комсомольская правда» мы отметили вместе с легендарным Ефимом Басиным, экс-начальником «Бамтрансстроя» - бывшим замминистра транспорта СССР, президентом Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество».
…- Ефим Владимирович, я вас очень давно знаю, потому что жил в свое время в Чите. Работал собкором и обслуживал Забайкальский участок БАМа. И мы даже в экспедиции по всей магистрали ездили. Потом, уверен, вы знали Владимира Сунгоркина…
- Да, я с ним дружил, да.
Он, действительно, много сделал для БАМа.
И не только тогда, когда возглавлял «Комсомолку»… А начинал же в скором поезде - ездил такой по БАМу и тоже назывался «Комсомольская правда».
- Володе тогда было 22 года, это его первое место работы, он служил спецкором в нашем агитационном железнодорожном составе.
- Я это хорошо помню.
- Когда на днях в Кремле проходила встреча с президентом Владимиром Путиным, а вы там тоже участвовали, мы потом вашу фотографию дали на второй полосе в газете. Не видели?
- Нет, не видел еще.
- А я вам пришлю тогда.
- Хорошо. Спасибо.
- А сегодня хотел бы вас поздравить с нашим общим юбилеем, вот, потому что для нас БАМ - это святое, и Володя Сунгоркин нас как-то на это настраивал. И я помню, он даже меня отправил, когда вы открывали мемориальную доску на Ярославском вокзале. Он говорит: слушай, Саша, давай сбегай туда.
- К столетию комсомола.
- Ну да, и там я впервые увидел одновременно всех первых секретарей ЦК ВЛКСМ…
- Да, и Тяжельников был, и Пастухов, и Мишин.
- Вот в октябре 2018-го мы с вами отметили 100-летие комсомола, в декабре 2022-го - 100-летие СССР. Но такого аншлага, размаха, как сейчас, в эти дни, на 50-летит БАМа, тогда не было. Чем объяснить, что это событие даже обрело международный масштаб?
- Вы, Александр, наверняка знаете лучше меня, что у нашего БАМа была сложная судьба.
Так сложилась, что сначала нас, - БАМ и бамовцев, до 1984-го превозносили.
Ну, заслуженно, правда. Все мы, действительно, пахали как звери.
А потом оказались под критикой: «Дорога в никуда».
И, конечно, это сильно обидело людей.
Я написал президенту Владимиру Владимировичу Путину письмо - с просьбой что-то предпринять, чтобы поддержать людей морально хотя бы даже.
И - с предложением отпраздновать, как следует, 50-летие БАМа.. И выпустить юбилейную медаль.
И Владимир Владимирович, к счастью, идею поддержал, издал указ. А потом завертелось, понимаете. Оргкомитет был создан во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Я вошел в состав оргкомитета.
- Праздник получился грандиозным - все СМИ его освещали.
- Но юбилейные дни у нас продлятся до июля. Мы, все бамовцы, ещё раз встретимся 8 июля в Тынде.
- А там что?
- Уже провели конкурс на лучший проект памятника строителям БАМа, и вот в Тынде мы его торжественно откроем…
Президент Путин и президент общероссийской общественной организации "Бамовское содружество" Ефим Басин во время вручения государственных наград работникам транспортной отрасли в честь 50-летия начала строительства БАМ.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Да, это - тоже дата историческая, как раз 8 июля вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве БАМа.
- Кстати, Александр, в Тынде встретятся четыре поезда, то есть опять будет повод нашим ветеранам вспомнить молодость.
Это «Москва – Тында», «Хабаровск – Тында», «Иркутск – Тында» и «Нерюнгри – Тында».
Можете себе представить, все будет так, как это было в 89-м, когда мы открывали движение на всем протяжении БАМа и сдавали его в постоянную эксплуатацию, когда вручали ключ от магистрали руководству железной дороги и стране.
- Но сегодня же никто уже не посмеет сказать про БАМ, что это - типа - «в никуда дорога»!
- Что ты!
Юбилейные наши дни ещё совпали и с тем, что все поняли - как ошибались те, кто наводил напраслину на БАМ.
Если бы не наша дорога, разве могли бы мы так быстро развернуться всей экономикой с запада на восток, в связи с этими дурацкими санкциями и так далее…
Сегодня БАМ просто кипит. Ветераны встречаются там со студентами, с молодежью. Объясняют им жизнь, стремятся к работе. Уже ко мне подходили многие: «Ефим Владимирович! Давайте будем опять работать!»
Ну, и потом, смотрите - какие инвестиции. Президент выдвинул новые ориентиры - дальнейшее развитие БАМа, модернизация Восточного полигона. Гигантские деньги, порядка двух с лишним триллионов рублей сейчас выделяется уже на третий этап . Все это вместе, конечно, здорово.
К счастью, и наши компетенции, опыт, который накоплен в эти годы при строительстве БАМа, это все как раз не пропадает. Они сегодня будут особо востребованы и использованы. Так ведь?
- А вы и сейчас сильно хвалите ударную комсомольскую стройку.
- За все - спасибо комсомольцам? Я вам скажу, мы всегда, я, по крайней мере, как руководитель стройки, почитал комсомол и отдавал комсомольцам дань за всю энергию, которую они отдавали стройке.
- Почему?
- Мы все объекты, все участки БАМа ежегодно сдавали, как правило, к 29 октября, ко Дню рождения Ленинского комсомола.
Потому что это, действительно - молодежная настройка была. И я просто преклоняюсь перед ребятами и девчатами, которые, в полном смысле слова, практически прикипела к нашей магистрали.
Приезжая там на три года, оставались на десять, а многие потом уже обзавелись семьями, детьми. Вы знаете, какая рождаемость у нас была на БАМе?
- Да, какая?
- В 2,6 раза превышала среднюю по СССР!
- Супер, супер.
- Так что, много детей и внуков работают уже и на новом БАМе.
- Ну, а сейчас вы можете поздравить страну? Страну БАМа, Россию - с юбилеем, с 50-летием.
- Да, во-первых, я бы хотел поблагодарить от имени всего Бамовского Содружества, а это более 50 тысяч ветеранов, которые сегодня в нем состоят, это 54 региона страны, где есть у нас отделения региональные…Поблагодарить Президента России, который поддержал этот праздник и дал нам повод и возможность снова вспомнить наши лучшие годы жизни и нашу лучшую в жизни дорогу, построенную нами.
Во-вторых, конечно, очень благодарен моим коллегам - бамовцам, что они сохранили вот эту молодость духа, крепость духа и патриотизм.
И я верю, что новая молодежь, нынешние молодые люди не хуже нас справятся с теми задачами, которые перед ними ставит Родина.
- Все супер!
- Я, знаете, часто применяю еще такую фразу, когда агитирую молодежь быть строителями, чтобы поднять престиж в профессии. Я всегда говорю: вы имейте в виду, как в песне бамовской поется: «А все, что построено, то людям останется».
* * *
- А ведь президент Путин строчки из бамовской песни процитировал, когда выступал с речью в Кремле: «Слышишь, время нудит - БАМ!» А вот вы можете - хотя бы четверостишие напеть или прочитать?
(Басин поет, Гамов подпевает)
- Над Звездным кружит
Наш вертолет,
А мы утюжим
Топи болот.
Веселей, ребята, выпало нам - Строить путь железный, а короче - БАМ!
- Ура!
- Ефим Владимирович, знаете, что еще хотел сказать? Когда ваш друг, Владимир Иосифович Ресин, а он и мой давний Герой (мы с ним несколько десятков лет дружим) меня представляет кому-то… Ну, вот мы ездим с ним по объектах там, он говорит: это вот - сын Героя Социалистического Труда Петра Алексеевича Гамова. У моего папы тоже была такая же Золотая Звезда, как у вас.
- О-о-о, тем более, вы понимаете что строить - это не простое дело да.